Страхи возникают потому, что
у дошкольников сильно развито воображение и потому, что как раз в этом возрасте
в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи. Например: «Если
темно – не видно опасности, а если ее не видно – я не смогу защитить себя». Дети
переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми, и,
в тоже время, им еще нужна защита взрослого.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные
страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове
возникают самые невероятные взаимосвязи, в тоже время, правильно относиться к
ним ребенок еще не умеет.
Страхи перед чудовищами могут представлять
собой проявление повышенной тревожности ребенка.
Переживать страхи – нормально, если только
они не начинают мешать ребенку играть заводить друзей и быть (в разумных
пределах) самостоятельным.
- Создайте
у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя
время для общения с ним.
- · Разными методами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них; нарисовать их; сочинить страшные истории и записать их.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, ЕСЛИ ОНА УЖЕ ЕСТЬ
- Не
поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
- · Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.
- Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты сможешь позвать меня».
- Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
- Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
- Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».
- Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
- · Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
- Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
- Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
- Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
- Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
- Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берется».
Запаситесь терпением, так как
мгновенных результатов добиться трудно.