03.02.2021
Страхи возникают потому, что у дошкольников сильно развито воображение и потому, что как раз в этом возрасте в их сознании начинают возникать причинно-следственные связи. Например: «Если темно – не видно опасности, а если ее не видно – я не смогу защитить себя». Дети переживают период конфликта с собой, когда они уже хотят быть независимыми, и, в тоже время, им еще нужна защита взрослого.
Некоторые одаренные дети проявляют повышенные страхи из-за того, что у них больше развито воображение, интеллект. В их голове возникают самые невероятные взаимосвязи, в тоже время, правильно относиться к ним ребенок еще не умеет.
Страхи перед чудовищами могут представлять собой проявление повышенной тревожности ребенка.
Переживать страхи – нормально, если только они не начинают мешать ребенку играть заводить друзей и быть (в разумных пределах) самостоятельным.
КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ПРОБЛЕМУ
· Создайте у ребенка ощущение безопасности. Это можно сделать, соблюдая режим, находя время для общения с ним.
· Относитесь с участием ко всем чувствам ребенка, даже если вам не нравится, как ребенок себя ведет: «Я вижу, ты испугался. Думаю, я тоже испугался бы этой большой собаки».
· Разными методами помогайте ребенку выразить свои страхи и опасения. Для этого можно: поговорить о них; нарисовать их; сочинить страшные истории и записать их.
· Почитайте книжки, лучше всего традиционные сказки, в которых говорится о том, как героям удалось преодолеть все трудности и спастись от опасностей.
КАК СПРАВИТЬСЯ С ПРОБЛЕМОЙ, ЕСЛИ ОНА УЖЕ ЕСТЬ
· Не поддавайтесь соблазну сказать что-то вроде: «Нечего тут бояться».
· Никогда насильно не заставляйте ребенка сделать то, чего он боится.
· Старайтесь поддержать его: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты сможешь позвать меня».
· Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
· Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
· Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт, оказывайте пристальное внимание ему и его проблемам, слушайте ребенка «активно».
· Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
· Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
· Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
· Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем. Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы.
· Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня. Если ему нечем заняться, он может вновь возвращаться к своим переживаниям.
· Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите её во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
· Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен, «откуда берется».
Запаситесь терпением, так как мгновенных результатов добиться трудно.